Иоанно-Предтеченский храм, с.Курашим - Кыласовская икона Николая Чудотворца
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

Все новости


Каталог православных сайтов
Конструктор сайтов православных приходов

Кыласовская икона Николая Чудотворца

Кыласово - старинное уральское село. Первое упоминание о нем относится примерно к 1623 г. 

Все осталось так, как триста лет назад: неподалеку течет небольшая речушка Бабка, дожди размывают старый Сибирский тракт, и только на месте болота ныне стоит ладный кирпичный храм. В храме этом хранится чтимая святыня — икона святителя Николая Мирликийского, а сам храм давно уже является одним, из центров паломничества православных христиан.

В этих местах, во второй пол. XVII в. явилась икона Святителя Николая Чудотворца. Нашли ее в кустах, на болотистом месте. Откуда взялась икона в этих зарослях - никто не знает. Не выяснено доподлинно, кто нашел ее там и принес в ветхую сельскую деревянную церковку. Известно лишь, что через несколько дней икона из старой церкви исчезла и опять обнаружилась там, где явилась в первый раз, - в кустах камыша.

Жители села поняли, что икона должно находиться на месте обретения. Староста собрал односельчан: чудо нельзя придавать забвению. Господь ясно выразил свою волю, и на болоте следует построить новый храм.

Строительство шло 13 тревожных лет: вокруг свирепствовали, разоряли русские селения языческие татаро-башкирские племена. Село Кыласово тоже подверглось нападению. Все дома, в том числе и новый храм, были сожжены. Но чудотворная икона святителя Николая была обнаружена невредимой на пепелище, среди дымящихся головешек. Чтобы сохранить образ, было решено отвезти его в Спасский монастырь, располагавшийся на месте сегодняшнего поселка Курашим (в нескольких километрах от Кыласово). Татары решили, что русские увозят какие-то ценности и бросились в погоню. Одна из пущенных стрел попала в лик святителя - из раны засочилась кровь. По преданию, преследовавшие икону всадники были внезапно поражены слепотой. Икону доставили в Спасский монастырь, однако на лике Николая Чудотворца долгие годы оставалось кровавое пятно.

В 1774 г. жители близлежащего Кунгура испросили позволения у епископа Вятского Лаврентия, чтобы чудотворная кыласовская икона хоть раз в году посещала их город: все хотели поклониться святыне. Благословение было получено. Крестный ход совершался в первую неделю Петрова поста при огромном, иногда до 20 тысяч, скоплении народа. Икону несли на руках от Кыласово до самого Кунгура, а встречали ее на левом берегу реки Ирени, у часовни, где святыня находилась в течение шести недель.

Из рассказа "Кыласовское чудо"
Натальина Поляна

Церковь села Кыласово в давних времен славится досточтимою иконой Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. Слава об этой благоговейно чтимой святыне год от года все более распространяется по России, доходя до самых отдаленных уголков ее. Здесь бывали, например, верующие из Самарской губернии, из города Симферополя и других отдаленных городов. Многочисленные поклонники съезжаются в Кыласово, чтобы постоять и помолиться у этой иконы, известной как чудотворная, явленная.
Крестные Ходы по Кунгурскому, Осинскому и Красноуфимскому уездам, начиная с 1774 года, тоже с каждым годом собирали все больше народу. Так что святой образ в местном храме находился только с середины января и до Пасхи. А все остальное время он почти всегда бывал в Ходах. Об этом образе сохранилось следующее устное предание.
Первый деревянный храм в этом приходе был разорен и сожжен при набегах татарских шаек (набеги татар на Кунгурский уезд были в 1662, 1679, 1708, 1735, 1755, 1774 годах). (Летопись Шишонко, т. II, с.670. Т. IV, с.639). Но икона Святителя Николая была найдена в пепле невредимою. Тогда церковный староста со сторожем решились сохранить эту икону от набегов и перевести ее в Спасский монастырь села Рождественское в 12-ти верстах от Кыласова. Но едва они успели отправиться в опасный путь, как вдруг внезапно появившаяся шайка татар погналась за ними в полной уверенности, что они повезли прятать церковные сокровища. Нагоняя их, татары начали пускать стрелы. Церковный же староста и сторож, видя неравные силы и не находя другого средства, кроме как прибегнуть к чуду для защиты себя и святыни, обратили святую икону ликом к наездникам. И лишь только успели это сделать, как наездники внезапно были поражены слепотой. Спасшиеся староста со сторожем, прославив Господа и его великого Угодника за столь явно чудесное заступничество, с радостью привезли икону в Рождественское, в Спасский монастырь, где она и находилась несколько лет. Размер сей иконы не очень большой: 5 четвертей в высоту и 4 четверти в ширину. Риза на иконе серебряная, позлащенная, убранная разными камнями, коих числом 162 и обложена бирюзой в количестве 2259 зерен. Риза ручной работы 1822 года, весом без камней 18 фунтов.
В 1774 году граждане Кунгура после пугачевского бунта ходатайствовали перед Вятским Преосвященным Лаврентием , что они по своему усердию и ревности желают приносить после Святой Пасхи из села Кыласово икону Святителя Николая Чудотворца для молебствований в своих домах. На это их ходатайство последовал Указ Консистории от Преосвященного Лаврентия, Епископа Вятского о дозволении носить упомянутую икону Чудотворца Николая ежегодно в город Кунгур. С тех пор и произошла традиция ежегодных Крестных Ходов в Кунгурском уезде.
Крестный Ход начинался ежегодно в четверг первой недели Петрова поста (девятой неделе после Пасхи) после совершения литургии при сопровождении усердных богомольцев в большом количестве (более ста человек). Чудотворная икона Святителя Николая проходит путь из церкви села Кыласова по старому Сибирскому тракту, проходя по пути все деревни, в которых совершаются молебны с водосвятием, и встречается городом Кунгуром с подобающими почестями. Крестный Ход встречает икону всегда у часовни на левом берегу Ирени. В Крестном Ходе участвовало все приходское городское духовенство, из отдаленных мест Пермской и соседних губерний стекается многочисленный народ. После совершения молебна у Заиренской часовни Крестный Ход торжественно шествовал в Собор, в котором икона Святителя Николая хранилась до воскресенья. А в воскресенье икону при участии всех городских и соседних сельских церквей и при таком же громадном стечении православных христиан возносили на Спасскую гору, что в семи верстах от Кунгура. Здесь, на Спасской горе, у часовни совершался длинный молебен с чтением многих акафистов. После этого образ Святителя уносился в Кунгур для совершения молебнов в домах граждан, усердно чтущих этот образ. Икона Святителя Николая пребывала в Кунгуре шесть недель и уносилась Крестным ходом по церквям Кунгурского уезда обратно в село Кыласово с такими же почестями.
В 1820 году был установлен Крестный Ход с чудотворной иконой Святителя Николая из Кыласово в завод Ашап по просьбе местных жителей после происходивших в 1819 году каких-то болезненных припадков в народе. Крестный Ход сюда бывает ежегодно к празднику Святой Троицы.
В село Курашим Крестный Ход был установлен в 1857 году по просьбе единоверцев, подвергавшимся тяжелым болезням с условием, чтобы молебны по домам совершал их единоверческий священник.
В завод Уинский Крестный Ход был открыт в 1866 году по просьбе жителей по той причине, что будто бы в бытность крепостной зависимости их помещики-заводовладельцы собирались всех уинцев переселить в другие отдаленные свои заводы.
В каждом селе, где проносили образ Николая Чудотворца, люди стояли вдоль дороги и молились. И выздоравливали тяжелобольные, утихали раздоры, находилась потерявшаяся кормилица-корова.
Жительница села Курашим Сухорослова Валентина Васильевна рассказывала: «Женщина из их села мучилась со своим сыном. Ему было 8 лет, а ноги у него не ходили, были как отнявшиеся. Она слезно молилась о сыне каждый день на икону Николая Чудотворца. Однажды вечером, придя с работы, она услышала, как сын с кем-то разговаривает. «Ты с кем говоришь?» – спросила мать. – «С дедушкой». – «С каким дедушкой? Где он?» – «Здеся был счас. Играл со мной… Такой, как на божнице». После этого явления сын начал ходить.
Жданова Марфа Николаевна из Уинского завода рассказывала: «Во время Крестного Хода у дороги стояла нищенка со слепой девочкой. Когда икона приблизилась, девочка закричала: «Мама, мама! Я вижу! Народу-то сколь! Светло солнышко несут…» Мать всплеснула руками, растерялась, но вместо благодарения Чудотворцу шикнула дочке: «Тише ты! Не кричи – подавать не станут». Пронесли образ – и девочка вновь стала слепой. Хоть и милостив, однако и строг Святой Николай – не прощает обмана.

На пожертвования прихожан была отреставрирована главная святыня храма – икона Святителя Николая Чудотворца. Она была отправлена на реставрацию по благословению Высокопреосвященного Афанасия, архиепископа Пермского и Соликамского и старца Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна Крестьянкина. Реставрация производилась сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря. К образу отнеслись с достойным почитанием. В 2002 году отреставрированная святыня приобрела подобающий вид – была изготовлена новая позолоченная дорогая риза, украшенная басмой и сканью, драгоценными камнями (турмалин, бирюза, аметист, сердолик, агат и речной жемчуг), был заново прописан лик святителя на старой иконной доске. Икона имеет размеры 56 сантиметров в ширину и 78 в длину. Размер киота – 68 на 90 сантиметров. Написана она темперной краской на основе яичной эмульсии с использованием натуральных пигментов (киноварь, лазурит, глауконит, охра, аурипигмент, басма). Икона помещена в специальный киот с басманным позолоченным багетом.

Сразу по возвращении иконы Николая Чудотворца на свое место в храм возобновились и крестные ходы с ней. Как и прежде, на них стало собираться огромное количество народа, даже превышающее то, что было до закрытия церкви. Первый после восстановления церкви крестный ход состоялся в 1994 году. Он проходил по старому Сибирскому тракту. Первая остановка была сделана в деревне Саркаево. Молебен служили на месте бывшей здесь часовни, разрушенной советской властью. В Саркаево народу заметно прибавилось, и дальше процессия отправилась еще более многочисленная. Народ шел с радостью, как на праздник, исполняя молитвы. Да это и был великий праздник – впервые после шестидесятилетнего перерыва пройти крестным ходом с чудотворной иконой!

И вот крестный ход прибыл в Кунгур. Город встретил шествие целым коридором из машин и жителей, приветствующих икону. На Соборной площади народ ждал икону коленопреклоненным.
Начался молебен. Народ все подходил и подходил. Именно во время этого молебна стало ясно, насколько люди стосковались по вере, молитве и чудесам, связанным с чудотворной иконой.
После этого крестного хода икона пробыла в Кунгуре две недели, а потом уносилась по Кунгурскому благочинию вплоть до праздника Иконы Казанской Божией Матери, то есть до 3 ноября. Так возобновилась давняя традиция крестных ходов из Кыласово в Кунгур с чудотворной иконой Святителя Николая Чудотворца, прерванная эпохой атеизма в нашей стране.

Порою, в минуты души просветленья
Заглянем глубоко-глубоко в себя…
И вырвется вопль из груди, как моленье:
«Помилуй, о Боже, помилуй меня!»
И леность, и немощь, и нету усердья.
Вся жизнь в суете исчезает моя.
Одна лишь надежда – Твое милосердье.
Помилуй мя, Боже, помилуй меня!
Рассеянье мысли, ума ослепленье,
Забвенье о цели сего бытия.
Какая-то хладность ко делу спасенья…
Помилуй мя, Боже, помилуй меня!
Как слабо, бесплодно бывает раскаянье;
Лишь только пробьется живая струя,
Как снова доводят грехи до отчаянья…
Помилуй, о Боже, помилуй меня!
Помыслю ль о часе души разлученья:
Какая загробная участь моя?..
Увы мне! Страшусь я суда и мученья –
Помилуй мя, Боже, помилуй меня!
Ни тепел, ни хладен… и нет оправданья –
Заветы Спасителя ведаю я!
О вера! Велики твои упованья!
Помилуй мя, Боже, помилуй меня!

«Моли Бога о нас, Святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших!»


Назад к списку