Новости
- Православный календарь, икона дня
- 01 Апрель 2011
"Православный календарь": "Икона дня":
Неделя перед Богоявленем
О величии подвига Иоанна Крестителя
(Евангелие от Марка, 1 зачало, глава I, стихи 1-8)
«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Как написано у Исаии пророка» (ст. 1–2). Евангелист Марк начинает свое повествование с рассказа об Иоанне Крестителе и прежде всего приводит пророчество о том, что этому великому пророку воистину надлежало явиться и стать Предтечей Господа нашего Иисуса Христа, ибо основным служением и подвигом Иоанна Крестителя была проповедь о пришествии Мессии. Слово «подвиг» в данном случае употребляется неслучайно. Если принять во внимание обмирщение тогдашних иудеев, их безразличие, к вере, лицемерие, если вспомнить слова Спасителя «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7, 6), то становится понятным, что в то время это действительно был подвиг – указать на Господа Иисуса Христа, Который по внешнему виду был обыкновенным человеком, и сказать: «Се, Агнец Божий» (Ин. 1, 29; 36).
Что же говорит об этом пророк Исаия? «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой; голос вопиющего в пустыне: приготовьте дорогу Господу, прямыми делайте пути Его» (ст. 2–3). Ангел, который послан пред лицом Господа Иисуса Христа, Мессии, приготовит путь для того, чтобы Он пришел. Речь идет о пути в человеческие сердца. Общественное мнение, выражаясь современным языком, Иоанну Крестителю преломить не удалось. Большая часть израильского народа во главе с лицемерными, себялюбивыми и завистливыми архиереями, фарисеями и книжниками осталась враждебна Господу Иисусу Христу, враждебна истинной религии вообще. Они хотели принимать эту религию настолько, насколько она не мешала им жить, наслаждаясь своими страстями, в особенности страстями властолюбия и тщеславия. Простой народ шел на компромисс с совестью для того, чтобы беспрепятственно предаваться своим низменным, грубым, плотским страстям. Иоанн Креститель, который назван здесь Ангелом, должен был приготовить путь именно внутри человеческой души – в сердцах людей, в сердцах избранников Божиих, которые приходили к нему креститься, каялись, исповедовали пред Богом нарушения Моисеева закона, обещали вновь вернуться к исполнению своего долга и таким образом приготовляли свое сердце к принятию Спасителя.
«Голос вопиющего в пустыне» – так Исаия пророк называет Иоанна Крестителя. Эти слова можно понимать в прямом смысле – Иоанн проповедовал в пустыне, а можно и в духовном, таинственном: Иоанн – голос, а Вопиющий – это Сам Господь Иисус Христос. Иоанн был Его голосом, голосом Божиим, который вопиял в пустыне, то есть учил в такое время, когда в людях господствовала внутренняя пустота. «Приготовьте дорогу Господу, прямыми делайте пути Его». Приготовьте дорогу Господу в сердце, чтобы Он не затруднялся проникнуть в вашу душу, чтобы Он не шел по извилистым и ухабистым ее «дорогам». Путник с большим трудом идет по дороге разбитой и непригодной для передвижения. Так и Господь с трудом проникает в наше сердце, если мы не сделали прямым путь в нашу душу, то есть, если не исправили себя, не стали жить по совести, не изгладили ухабы страстей, не очистили себя покаянием.
И далее евангелист Марк, оставив пророчество, прямо говорит (хотя и кратко, но очень впечатляюще) о том, кто был этот Ангел, посланный пред лицом Божиим. «Был Иоанн Креститель в пустыне, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов» (ст. 4). Он сразу назван здесь Крестителем по той причине, что имя его было весьма известно не только в Палестине, но и среди иудеев рассеяния, то есть живших в разных странах, как мы знаем из Деяний апостольских. Слово «крещение» происходит не от слова «крест», хотя и созвучно с ним; в переводе с греческого «крещение» означает «погружение». Иоанн Креститель проповедовал крещение покаяния для отпущения грехов, но он не прощал грехи, включая первородный грех, а только возвращал человека к исполнению заповедей Моисеева закона. Строгий закон Моисея предписывал грешникам страшные кары, иногда даже смерть или изгнание из израильского общества. Иоанн Креститель, при всей своей видимой строгости, на самом деле проповедовал учение милосердия и был чрезвычайно милостивым, так что все эти страшные казни, которые заслуженно должны были понести приходившие к нему тяжкие грешники, он заменял погружением, некоей символической смертью. Человек погружался с головой в воды Иордана и на мгновение как бы умирал, а потом восставал уже для новой жизни. Грехи человека не изглаживались полностью, ибо дать это могло только Крещение во имя Пресвятой Троицы, учрежденное Господом Иисусом Христом. Но крещение Иоанново подготавливало человека к принятию истинной веры, к настоящему, глубокому и полному покаянию, к прощению грехов. Сами слова «и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» означают то, что крещение Иоанна не было крещением прощения грехов, но оно было необходимо для того, чтобы в дальнейшем приступить к таинствам, установленным Господом Иисусом Христом, и тогда уже получить истинное отпущение грехов.
«И выходила к нему вся Иудейская страна и все Иерусалимляне; и крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои» (ст. 5). Иоанн Креститель проповедовал в пустынном месте, он не шел по городам и селениям, как это делал Спаситель. Люди, желавшие очистить свою совесть, узнав, что появилась возможность исправить свою жизнь, стекались к нему со всей страны, даже из самого Иерусалима. Никто не презирал Иоанна: ни простые люди, ни образованные, ни книжники, ни фарисеи. Все, у кого еще жива была совесть, шли к нему и крестились у него в Иордане, перед этим «исповедуя грехи свои». Люди не просто признавали свою греховность, а перечисляли конкретные грехи. Называя свой грех, сознавая, что тот или иной поступок, мысль или слово является греховным, человек таким образом от него отрекался. Крещение Иоанна Предтечи было прообразом исповеди, существующей ныне в Православной Церкви.
«И был Иоанн одет в шерсть верблюжью и пояс кожаный на бедрах его, и ел саранчу и дикий мед» (ст. 6). Одной фразой сказано необыкновенно много, дана целая характеристика Иоанна Крестителя. Он вел чрезвычайно строгий аскетический образ жизни: носил одежду, которая не защищала тело от действия стихий, но, наоборот, причиняла дополнительные мучения, поскольку грубая верблюжья шерсть постоянно ранила кожу. Впоследствии в подражание Иоанну Крестителю многие подвижники благочестия Православной Церкви носили на теле так называемую власяницу (грубую одежду из шерсти), удручая таким образом свою плоть. «И пояс кожаный на бедрах его», который стягивал чрево Иоанна для того, чтобы он даже нечаянно не смог вкусить пищи более, чем положено. Впоследствии, также в подражание ему, многие подвижники носили такой пояс. Пища, которой он подкреплял свое немощное, удрученное подвигом тело, была такой, что мы, наверное, и не решились бы ее есть, разве что в случае опасности умереть от голода. Естественно, что подобную пищу можно было употреблять лишь для поддержания жизни, потому что усладиться или насытиться ею было нельзя. «Ел саранчу и дикий мед». Сейчас нам кажется странным, что Иоанн Креститель питался саранчой, но Моисеев закон разрешал употреблять ее в пищу (см. Лев. 11, 22). Мед диких пчел горек, он совсем не такой, как тот, который мы привыкли вкушать, и никакого удовольствия этот мед не доставлял. Вот каков был подвиг Иоанна Крестителя. На иконах его изображают чрезвычайно изможденным, с всклокоченными волосами. Можно догадаться, что и одежда, и весь его вид вызывали у людей потрясение, и они, глядя на то, как этот праведный человек угождает Богу, испытывали величайший стыд. Люди понимали, что сами они живут в нерадении, не исполняют обязательных предписаний Моисеева закона, тогда как он добровольно приносит Богу особенные дары.
Иоанн Креститель «проповедовал, говоря: идет Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (ст. 7). Иоанн, который потрясал своим видом всех, к нему приходивших, слухи о подвигах которого распространялись по всей Иудее, так что многие просто из любопытства приходили посмотреть на него, произнес такие необыкновенные слова. Казалось бы, кто может превзойти праведность этого подвижника? Но он говорил: «Идет Сильнейший меня за мною, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви». Так он предсказывал о явлении в мир Христа и вместе с тем показывал глубочайшее свое смирение. Несмотря на все свои подвиги, несмотря на то, что от самых младенческих лет он воспитывался в пустыне непосредственным действием благодати и был водим Духом Святым, Иоанн, однако же, почитал себя недостойным развязать ремень обуви Христа. Конечно, вы можете справедливо сказать, что ему было велено так говорить, для того чтобы проповедовать о Спасителе. Однако это не мешало ему испытывать искреннее чувство глубочайшего смирения, которое для нас непостижимо. Мы, нерадивые, часто даже и вовсе забывающие о Боге, считаем себя достойными милости Божией, милости Христовой, этот же пребывавший в Духе Святом человек считал себя недостойным развязать ремень обуви Господа.
«Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (ст. 8). Этим Предтеча показывал, что его крещение было только прообразовательным, подготовительным. «Я омываю вас только водою», ибо Дух Святой еще не явился, но Он будет явлен через Мессию. «А Он, Мессия, будет крестить вас Духом Святым», то есть не этим символическим погружением в воду, а действием Святого Духа. Возможно, под этими словами следует понимать не только Крещение, но и, вообще, все Таинства Православной Церкви: Миропомазание, Исповедь, Рукоположение, Бракосочетание, Елеособорование и выше всех стоящее Таинство Причащения Тела и Крови Христовых. Ибо во всех этих Таинствах Господь нас омывает, очищает Духом Святым. Хотя сейчас для крещения по-прежнему употребляется вода, но она теперь имеет лишь символическое значение, а само Таинство совершается невидимым действием Святого Духа. Бывали случаи (конечно, нельзя принимать их за правило), что по необходимости человека крестили песком, прахом, однако же такое крещение было действительным. Во время Таинства Исповеди, к которому мы часто прибегаем, мы также чувствуем, как с нами происходит нечто подобное Крещению, омовению. Когда священник накрывает нас епитрахилью, читая разрешительную молитву, мы ощущаем, будто некая невидимая сила снимает груз с нашей души и сердца, так что иногда даже невольно вырывается вздох облегчения. Это опять же доказывает то, что омовение совершается Духом Святым не только в Таинстве Крещения, но и во всех Таинствах нашей Церкви.
Вот так Предтеча пророчествовал об учреждении Церкви Христовой и многообразных действиях Святого Духа, которые очищают нас в Таинствах Церковных, а также в нашей внутренней покаянной молитве, в борьбе с помыслами, в смирении, послушании, делании всевозможных добродетелей. И в то время, когда мы просим у Бога помощи и укрепления сил в борьбе со страстями, и во всем многообразии духовной жизни мы так же чувствуем, как Дух Святой нисходит на нас именно через Господа Иисуса Христа и крестит нас самым разнообразным Крещением: и буквальным, и символическим, и, если так можно выразиться, аскетическим, то есть крещением наших собственных слез. Вот о чем пророчествовал Иоанн Креститель, этот великий праведник, последний пророк Ветхого и первый пророк Нового Завета.
Назад к списку