Иоанно-Предтеченский храм, с.Курашим - Святая Троица
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

Все новости


Каталог православных сайтов
Конструктор сайтов православных приходов

Святая Троица


В 10-й день по вознесении Иисуса Христа, во время иудейского праздника Пятидесятницы, в третьем, а по нашему счислению — в девятом часу утра, когда народ обыкновенно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы и все ученики были собраны в Иерусалиме, в горнице (Деян. 1:13), находившейся "на горе Сионской," — "бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну" (как бы от несущегося сильного ветра). "Это не был собственно ветер шумящий, а шум, подобный как бы тому, как бывает от сильного ветра, но без ветра." Шум этот наполнил "весь дом, идеже бяху седяще," — не одни только апостолы, но, по изъяснению святого Иоанна Златоуста, и прочие верующие во Христа (Деян. 1:16). В то же мгновение среди дома в воздухе появилось множество языков огненного цвета; носясь над главами учеников, они опустились на них и опочили. Это не были действительно огненные языки, — они были "яко огненны," т. е. имели только вид огня; они лишь свет или, но не жгли. Непосредственно за этими, или даже вместе с этими внешними явдениями, последовало внутреннее, совершившееся в душах верующих еобытие: "исполнишася вси Духа Свята." Как скоро огнь Божественный возгорелся в душах верующих, они исполнились святого восторга и в ответ на дар неба вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу.

И все они "начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати:" каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь ином, дотоле ему неизвестном языке, — на языке страны, где он не жил и языка которой никогда не изучал; знание этого языка было для него исключительно даром Духа Святого; и сила Духа Святого прежде всего обнаружилась даром языков, потому что этот дар прежде всего был необходим для апостолов, чтобы они могли распространять Евангельскую проноведь во всем мире.

Между тем шум бурного дыхания с неба привлек целые тысячи из иудеев к апостольской храмине. Увидев стекающийся к ним народ, верующие с хвалениями и песнопениями на устах вышли на плоскую кровлю дома, в котором они находились; ибо естественно предполагать в них, исполненных святой радостью, желание и стремление возвещать славу Божию, в них открывшуюся, нред другими людьми. Они вещали "величие Божие" (Деян. 2:11), которое открылось теперь для них во всей полноте и свете; прославляли Божие всемогущество, милосердие и премудрость, величали Господа Иисуса, исповедывади, что Он есть Христос, возвещенный древними пророками, Искупитель наших грехов, что Он воскрес и, вознесшись на небо со славой к Отцу, ниспослал Святого Духа, научающего всякой премудрости, и, наконец, благодарили Бога за все, чего удостоились по благодати Христовой.

Слыша эти слова хвалы и благодарения, все, собравшиеся около апостольской храмины, были поражены новым, неожиданным и непонятным для них явлением: каждый из учеников Христовых, которые были по происхождению большею частию галилеяне, люди неученые, необразованные, от которых и ожидать нельзя знания какого-либо иностранного языка, кроме их галилейского наречия, — каждый из них говорил на каком-либо иноземном языке, так что, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, между говорившими о великих делах Божиих слышал какого-нибудь одного, который прославлял Бога на языке его страны. От удивления перешли к ужасу: ибо все видели необыкновенное, слышали чудесное, а никто не мог изъяснить того, что видел и слышал: "изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит"?

Но нашлись и нечестивые, которые стали ругаться над Богодухновенными проповедниками. Тогда святой апостол Петр возвысил голос и произнес первую проповедь, в которой показал в славном событии, совершившемся в сей день, исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Кратка и проста была эта первая христианская проповедь, но поскольку устами святого апостола Петра вещал Дух Святой, то слова его проникли сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, они "умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: "что же нам делать, мужи братия?" "Покайтесь," отвечал им святой апостол Петр, "и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа," и вы не только будете прощены, но и сами "получите дар Святого Духа;" ибо обетование Святого Духа дано не нам одним, а и вам и "детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш." После сего " ;охотно принявшие слово" апостола Петра немедленно покаялись, уверовали, крестились (Деян. 2:1-41), и новая Церковь из 120 (Деян. 1:16) выросла до 3000 человек. Так окончилось событие, ныне празднуемое, окончилось полным торжеством Святого Духа над не веровавшими. В намять этого чудесного и славного события этот день называется днем сошествия Святого Духа на апостолов.

Называется этот праздник еще Троицыным днем; так как с явлением Святого Духа открылось людям гораздо в яснейшем свете, сколько сие было нужно для них, таинство Святой Троицы; вследствие этого и святая Церковь, уча нас "православно" и благочестно исповедывать Пресвятую Троицу, в своих молитвословиях и песнопениях этого дня чествует и прославляет все три Лица Святые Троицы, участвовавшия в сошествии Святого Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, — Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и — Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков.

Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что и после христианской Пасхи этот праздник приходится на 50-й день.


Тропарь, гл. 8.

Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, человеколюбче слава Тебе.


Назад к списку